cazzotto (otto_cazz) wrote,
cazzotto
otto_cazz

Они возят продукты в катафалках

Оригинал взят у afoninmaxim в МАГНИТизация всея Руси

1994 год в России был знаменован не только массовой истерией страны, полностью погрузившейся в идею одиознейшего из финансовых мошенников нашего времени – Мавроди. Но и таким, казалось бы, маленьким и незначительным событием, как открытие в Краснодаре, первого магазина «Магнит», который вырос в огромную сеть, превратившуюся сегодня в раковую опухоль рынка розничной торговли.

Сегодня, магазины «Магнит» - крупнейшая сеть «магазинов у дома» в России. Несмотря на то, что с ними связано огромное количество скандалов, а уровень сервиса этих «ларьков» стал притчей во языцах, экспансия торговой сети ничуть не останавливается. Темпы роста поражают, а миллиардные прибыли – не оставляют шансов конкурентам. В чем секрет подобного феномена и как это сказывается на жизни региональных потребителей и производителей?

Если задаться целью найти ближайший магазин к любому жилому дому, то, что это будет очередной «Магнит» - практически несомненно. В сегодняшней жизни, огромную роль в успехе развития сети розничной торговли играют два фактора: шаговая доступность магазина и его ценовая политика. Все остальные «мелочи», типа, качества предлагаемого товара, или его ассортимента, как ни странно, отошли на второй план. Руководители ЗАО «Тандер», видимо поняли это еще тогда, в далеком 1994 году, планируя развитие своей сети на будущее. Зачем выставлять на полки своих магазинов качественную продукцию, если потребитель в этом не нуждается? Возвращаясь домой с работы, он не будет искать домашнюю курицу, скорее купит «лоток» в ближайшем к дому магазине. А уж какой у этого «лотка» будет срок годности – дело десятое. И не важно, что вскрыв этот пресловутый «лоток», обоняние потребителя будет шокировано запахом испортившегося мяса, чек-то он все равно выкинул в ближайшую урну.

Ежедневно сотни тысяч людей проходят через кассы продуктового чистилища с узнаваемой всеми россиянами вывеской. Они стоят в очередях, потому что из пяти предусмотренных касс работают максимум две. Выслушивают хамство неквалифицированных и обиженных на весь белый свет кассиров. Внимательно всматриваются в неоднократно переклеенные бирки со сроком годности и пытаются угадать выкинут ли они продукт сразу или успеют дойти до дома, прежде чем товар будет считаться просроченным. Выбирают овощи и фрукты гниющие в лотках и коробках, терпеливо перебирая кучи в поисках не помятого или сгнившего помидора.

Почему мы вновь и вновь возвращаемся в эту вакханалию розничной продажи? Все просто, нам некогда поехать на рынок и купить свежего мяса или домашних фруктов. Некогда пойти в специализированный магазин и выбрать дезодорант или шампунь. Нам легче спуститься и купить все это в нашем же доме, гадая к каким последствиям приведет эта покупка.

Однако больше всего поражает то, что никакое количество жалоб потребителей, никакие публикации в СМИ не помогают призвать к ответственности этот продуктово-косметический вертеп. Хотя достаточно зайти в любой магазин рассматриваемой сети без предупреждения, и у любого мало-мальски знакомого с нормами и правилами торговли человека, волосы встают дыбом даже в тех местах, где они росли только в далекой молодости.

Но мы вновь и вновь набиваем тележки в этих магазинах рассчитывая на то, что нас пронесет (в хорошем смысле этого слова) и продукты будут съедобными, непросроченными и не испорченными.

Если претензии со стороны потребителей просты, понятны и основываются исключительно на особенностях русского менталитета и уровня жизни, то претензии производителей куда серьезнее и влекут за собой крайне тяжелые экономические последствия.

Как известно, чудовище с узнаваемым названием «Магнит» было рождено в Краснодарском крае. И естественно, что основной представленный ассортимент, что легко проверяется – краснодарский. Несмотря на то, что мы с вами проживаем с Ростовской области, которая всю историю являлась одной из житниц России-матушки, благодаря экспансии магазинов «Магнит» мы вынуждены пить  краснодарское молоко, есть краснодарские колбасы, и выкидывать краснодарскую курицу. Для нас, особой катастрофы это не представляет, но если взглянуть на эту ситуацию со стороны нашего, родного, регионального производителя – это катастрофа.

В Ростове-на-Дону, огромном городе, особо этого не видно. Но стоит уехать на периферию, как становится ясно, что наличие трех-четырех магазинов, в таком «городе» как например Пролетарск – подобно апокалипсису для местных фермеров. С учетом себестоимости и аренды места на рынке – они просто не могут конкурировать со стоимостью продуктов в злосчастных «краснодарских захватчиках». И это при том, что качество их продукции в разы превосходит то, что продается в «Магнитах», хотя бы потому, что продукция свежая, сегодняшняя, практически домашняя.

И опять мы сталкиваемся с ситуацией, когда этого гигантского спрута, обвившего сетью розничной торговли всю Россию, нельзя призвать к ответу. ФАС не видит нарушений ЗАО «Тандер» ссылаясь на данные Росстата. Однако мы с вами прекрасно знаем, как работает Росстат и насколько достоверны его данные.

Население Пролетарска, по официальным данным 20000 человек, там уже построено три магазина и строится четвертый, однако таких мелочей не хватает, чтобы ФАС заинтересовалась этой проблемой, а местным фермерам и предпринимателям приходиться за копейки «сливать товары» кому угодно, неся значительные убытки.

Рассуждать о «проблеме Магнитов» можно много и долго. Но пока к подобным рассуждениям не прислушаются власти, при каждом удобном случае повторяющие, что региональным предпринимателям нужно диверсифицировать бизнес и это будет панацеей – все это переливание из пустого в порожнее. Мы, потребители, точно так же будем нести деньги в эти магазины, а они, производители – терпеть колоссальные убытки, потихоньку сводя на нет свои усилия.

Несмотря на то, что область, несет катастрофические потери, не только финансового, но и морального плана – никаких действий, для того, чтобы местные предприниматели могли хоть как-то себя противопоставить пресловутым «Магнитам» - не производится.  Автор этой статьи, предложил бы властям в общем и СЭС в частности проехаться в сопровождении дотошных журналистов в эти капища обмана потребителя, но как всегда, властьимущим это будет неинтересно.

Официальную, урезанную версию читайте в "Аргументы Недели. Юг" № 31
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 35 comments